Первые шаги в Школе будущего первоклассника
14.12.2021
Наши особые дети начали посещать Школу будущего первоклассника на базе МБОУ "СОШ № 22". Первые шаги они делают в сопровождении родителей и под руководством учителя-дефектолога Макаровой Ольги Викторовны и и педагога дополнительного образования - Гуликеевой Елизаветы Маратовны.
Для детей с РАС и детей с другими ментальными нарушениями специальная подготовка к школе более необходима, чем для здорового ребенка. Даже при желании идти в школу приспособление ребенка к ее реальным условиям, выработка новых форм поведения проходят, как правило, очень тяжело. Детям трудно привыкнуть к новому месту, новым людям, новому порядку. Общение и социальное взаимодействие представляют собой значительную часть школьной жизни, поэтому основная цель - формирование у ребенка целенаправленного, учебного поведения.
Задачи:
- адаптация в обстановке школы;
- развития навыков коммуникации и социализации этой категории учащихся в учебной среде;
- мониторинг развития формирование у ребенка целенаправленного, учебного поведения.
- формирование начальных учебных навыков.
На подготовительном этапе происходит педагогическим коллективом (учителем-дефектологом и педагогом, который будет проводить занятия с будущими первоклассниками) осуществляется сбор информации о ребенке до установления контакта с ребенком в ходе бесед с родителями (законными представителями) ребенка. В ходе беседы выясняются интересы и предпочтения ребенка: любимые книги, сказочные персонажи, игры, игрушки, чем ребенок любит заниматься со взрослым, в какой обстановке привык заниматься дома, как относится ребенок к новым людям и т.д. Такие сведения необходимы, чтобы избежать нежелательного поведения ребенка и определить тип поощрений.
Родители предоставляют характеристику из
детского сада, если ребенок его не посещал
составляют характеристику самостоятельно.
1 этап - знакомство со школой. Перед началом занятий в Школе будущего первоклассника, где будет учиться ребенок с РАС, будет проведена экскурсия для ребенка в присутствии родителей по тем помещениям, которые необходимы ему на первом этапе обучения: фойе школы, гардероб, лестничные клетки класс, туалет. Постепенно зона будет расширяться. К ней добавятся физкультурный зал, актовый зал и столовая. Таким образом, ребенок будет постепенно социализироваться, осваиваться в пространстве школы, встречаться с другими будущими первоклассниками, знакомиться с новыми звуками – звонком, шумом детей на переменах.
Родителям необходимо рассказывать ребенку о школе, о ее порядках, прививать уважение к будущему учителю, готовить к усвоению роли ученика.
2 этап - установление контакта в пределах учебного кабинета и знакомство с пространством, где будет находиться ребенок, знакомства с обучающимися класса. Педагог создаст ребенку комфортную и предсказуемую ситуацию знакомства: не будет проявлять излишней активности, настойчивых требований и замечаний – все это поможет ребенку расслабиться и успокоиться.
Родители консультируют педагога об особенностях ребенка в коммуникации со с нормотипичными сверстниками и взрослыми.
3 этап
- развитие у ребенка стремления «быть учеником». Формирование привычки
работать за столом.
В начале урока ребенок с педагогом (родителем) в определенном порядке готовит
учебные принадлежности, в конце – убирает. Такой ритуал, отмечающий начало и
окончание урока становится хорошей привычкой, помогает ребенку настроиться на
учебу и приучает заниматься, сидя за столом. Необходимо ребенку помочь найти
удобную позу за столом.
Родителям: дома ребенок должен соблюдать такой же ритуал при выполнении заданий или игр за столом. Кроме того, необходимо следить за позой во время работы за столом, то есть формировать у ребенка "позу ученика".
4 этап-первые учебные взаимодействия проводятся в игровой форме, но называются «занятиями». Первые занятия должны длиться от 3 до 7—10 минут. По мере адаптации к такому взаимодействию время занятий увеличивается.
Родителям: часто ребенок с РАС испытывает организационные трудности при подготовке к уроку или во время урока: не может найти необходимый учебник, тетрадь, найти в пенале нужный инструмент. Тренировка этих действий требует специального внимания, нуждается в отдельной проработке не только в школе, но и дома. Если вдруг у ребенка уже сформировался страх, протест перед учебой, необходимо временно отказаться не только от занятий, но и от употребления самих слов, обозначающих обучение, уроки, занятия, и снова начать с игры. Слова эти можно будет употреблять, только вновь завоевав доверие ребенка.
5 этап - формирование начальных учебных навыков. Так же индивидуально, как время занятий, дозируется и степень их трудности. Для каждого ребенка подбираются задания, адекватные его возможностям. Необходимо дозировать его усилия, чтобы не вызвать негативизм, отрицательных эмоций, легко возникающих при малейшей неудаче, усталости, пресыщении.
Использованы материалы с информационных ресурсов:
https://stranatalantov.com/publications/14181/
http://www.autism.ru/read.asp?id=89&vol=0
https://infourok.ru/osobennosti-raboti-s-uchaschimisya-s-ras-1642824.html
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.12.2021
Дата обновления: 10.02.2022
Дата публикации: 14.12.2021